Специальное образование

Рекомендации педагогам

Моўны матэрыял па лексічных тэмах для груп інтэграванага навучання і выхавання для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення

Тэма "Свойскія жывёлы і іх дзіцяняты"

Тэма "Зімуючыя птушкі"

Тэма "Зіма"

Тэма "Грыбы"

Тэма "Прадукты харчавання"

Тэма "Прадметы гігіены. Наша цела"

Консультация для родителей "10 простых советов логопеда для родителей"

График работы кабинета учителя-дефектолога на 2022/2023 учебный год

Тэма "Посуд"

Общие рекомендации педагогам

1.Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

2.Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.

3.Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

4.Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

5.Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз  в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

6.Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом.  Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

Тактика поведения с учениками (стратегии).

Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.

Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому  для них необходимо составление  графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.

У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.

Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.

Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая  все необходимое.

Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.

Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.

Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.

Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.

Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.

Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.

Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.

Хвалите учеников за их хорошее поведение.

Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем  чувство собственного достоинства.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР: 

Ø В совершенстве знай спецпсихологию;

Ø Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;

Ø Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

Ø Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

Ø Помни: максимум поощрения, минимум наказания;

Ø Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;

Ø Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;

Ø Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

Ø Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;

Ø Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;

Ø Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;

Ø Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;

Ø Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

Ø Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

Ø Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;

Ø Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)

Ø Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

РАБОТА  НА  УРОКЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР ДОЛЖНЫ НОСИТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;

ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПО ОБЪЁМУ И СЛОЖНОСТИ;

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НУЖНО ДАВАТЬ ПОРЦИЯМИ;

ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАСТЯНУТО ВО ВРЕМЕНИ, СОДЕРЖАТЬ МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И С ПОСТОЯННОЙ ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНОСТЬ;

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ (СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ОСЯЗАНИЕ…)

НАИБОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ДАВАТЬСЯ УЧЕНИКУ С ОПФР В ПЕРИОД ЕГО НАИБОЛЬШЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКЕ

Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций

в учебном процессе

При оценивании ученика  с особенностями психофизического развития:

Ø Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

Ø Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

Ø Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

Ø Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;

Ø Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

Ø Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка  с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.

Ø Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

Ø Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

Ø Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

Ø Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

ОЦЕНКА УЧЕНИКАМ С ОПФР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ РАБОТЫ УЧЕНИКА, Т.Е. ЗА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЗАНЯТИЯ, ЗА АКТИВНОСТЬ, ЗА ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ, ЗА КОЛИЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБНАРУЖЕННЫХ И ИСПРАВЛЕННЫХ, А НЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК

ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЗДАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА С ОПФР БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ, Т.К. ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР, ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ НИХ УРОВНЕ, В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВО ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРАВНИВАТЬ УСПЕХИ РЕБЁНКА С ОПФР МОЖНО ТОЛЬКО С ЕГО СОБСТВЕННЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ С УЧЁТОМ ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРОЙ ОН ЗАНИМАЕТСЯ

ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА КАЖДОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ИМИ ЗАДАНИЕ, ПОДБАДРИВАЙТЕ ПРИ НЕУДАЧЕ

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:

Ø Опираться на сильные стороны ученика.

Ø Избегать подчёркивания его промахов.

Ø Показывать, что вы удовлетворены учеником.

Ø Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.

Ø Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

Ø Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием

Ø Уметь взаимодействовать с учеником

Ø Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

Ø Принимать индивидуальность ученика.

Ø Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.

Ø Демонстрировать оптимизм.

 

ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя

Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире

 

ПРИЁМЫ  НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ  ЭТИКИ  В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ  С ОПФР:

НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;

НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;

НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;

НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;

НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;

НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;

НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;

НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

 

I. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

II. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

III. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.

IV. Наказания не должны унижать ребёнка.

V. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

VI. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

VII. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

VIII. Развивать способность к эмпатии.

IX. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

X. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

XI. Учить брать ответственность на себя.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:

1)Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2)Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3)Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4)Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5)Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6)Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7)Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

8)Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9)Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

10)Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11)Не унижайте ребёнка, наказывая его.

МУДРЫЕ МЫСЛИ:

1.Терпенье - вот, мой друг, оружие героя, коль выбито из рук оружие другое.

2.Лишь слепые могут полагать, будто зрячим все легко делается.

3.Если у корабля нет цели, то и нет попутного ветра, также и для человека.

4.Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти её самому.

5.Кто хочет – ищет способы, кто не хочет -  ищет причины.

6.Не согласен -  возражай. Возражаешь -  предлагай. Предлагаешь – делай!

7.Познавая самого себя, ты познаешь мир.

8.Нас мягкость, случается, там выручает, где грубая сила бессильна бывает.

9. Первоисточник всех богатств мира – мысль!

10. Грубость – это остроумие дураков.

11. Научись слушать, тогда и говорить научишься.

12. Хочешь быть счастливым – будь им!

13. Выбирая себе друзей, выбираешь жизнь.

14. Ленивый ум ржавеет от неупотребления.

15. Обманывая других, обманываешь себя.

16. Мы столько можем, сколько знаем.

17. Если тебе плохо, ты имеешь право погоревать и рассказать об этом.

18.Ты можешь сказать другим что–нибудь приятное:  скажи!

19. Поговори о своих неприятностях с тем, кто тебя выслушает.

20. Признавай свои  слабости, и ты станешь сильнее!

21. Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется.

свернуть

Методическая копилка

Коррекционное занятие "Образование прилагательных от существительных"

Занятие по развитию познавательной деятельности в 1 классе

Занятак 1 па фарміраванні лексіка-граматычных сродкаў (старшая группа) 

Занятак 2 Карэкцыйна-развіваючы занятак па фарміраванні лексіка-граматычных сродкаў мовы  (старшая група)

Занятак 3 Індывідуальны карэкцыйна-развіваючы занятак (старшая група)

Занятак 4 Занятак па адукацыйнай вобласці "Развіццё маўлення і маўленчых зносін" (сярэдняя група)

Занятак 5 Падгрупавы занятак па фарміраванні вымаўленчага боку маўлення (старшая група)

Занятак 6 Падгрупавы занятак па адукацыйнай вобласці "Падрыхтоўка да навучання грамаце"

Занятак 7 Індывідуальны карэкцыйна-развіваючы занятак па фарміраванні лексіка-граматычных сродкаў мовы і звязнага маўлення (сярэдняя група)

Изображение

Игры для автоматизации звуков

Закрепляем Ш в словах со стечением согласных

Одежда. Звук [ш].

Подпиши картинки. Звук [ш].

Подпиши картинки. Звук [р].

Ягоды и фрукты. Звук [р]. 

Грибы и ягоды. Звук [р]. 

Кухня. Звук [р].

Продукты питания. Звук [р].

Продукты питания. Звук [р].

 

Игры для дифференциация звуков

 

Дифференциация звуков [Л] - [Р]

 

 

Дифференциация звуков [Ц] - [Ч]

 

 

Дифференциация звуков [З] - [С]

 

 

Дифференциация звуков [Г] - [К]

 

 

Дифференциация звуков [З] - [Ж]

 

 

Дифференциация звуков [В] - [Ф]

 

 

Дифференциация звуков [С] - [Ш]

 

 

Дифференциация звуков [Л] - [Л']

 

 

Дифференциация звуков [Л'] - [Р']

Пальчиковые игры для малышей

Карэкцыйны занятак у 3 класе

Организация работы по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

Конференция

Презентация

Занятие

свернуть

Консультации и рекомендации

Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия?

Если Вам рекомендуют обратиться в ЦКРОиР на психолого-медико-педагогическую комиссиюи Вы не знаете как поступить. Прочтите эту статью и примите решение сами!

Помните, что на ПМПК нужно идти по доброй воле и для решения проблем ребенка.

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии центра осуществляется согласно нормативным документам:

-"Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации",

-"Методических рекомендаций по использованию психолого-педагогического, диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий" и других.

С сентября по июнь месяц ежегодно в центре работает ПМПК, на которую возложены функции:

  - углубленное обследование детей всех возрастов с целью определения им образовательного маршрута, выбора программы обучения и оказания коррекционной помощи в соответствии с возможностями ребенка, определение ему специальных условий (специальная группа в учреждении дошкольного образования; обучение в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания учреждений образования; обучение на дому по программам специальных школ, коррекционные занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи учреждения образования или в ЦКРОиР, учреждения социальной защиты и др.);

  - направление детей при необходимости в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного, динамического их изучения.

   Обследование ребенка осуществляется с согласия законных представителей и в их присутствии. Также может осуществляться по инициативе учреждения социального обслуживания, учреждения образования, организации здравоохранения.

   В ЦКРОиР осуществляется предварительная запись детей на обследование. Ведение предварительной записи дает возможность заранее подготовиться родителям в сборе необходимых документов.

   Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения (проблемы), осуществить подбор максимального объема диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения, формулирования рекомендаций для родителей и специалистов.

   В ЦКРОиР работают квалифицированные специалисты, процедура обследования строго соблюдается, документация заполняется членами комиссии в соответствии с требованиями нормативных документов.

   При вынесении решения составляется заключение, которое на основе медицинского диагноза квалифицирует физическое и психическое нарушение, дает комплексную оценку имеющихся трудностей и потенциальных возможностей развития ребенка и рекомендации по определению программы обучения и специальных условий для получения образования в образовательных учреждениях района (сад или школа).

   Наличие письменного согласия родителей ребенка с рекомендациями комиссии является основанием для выдачи заключения. Если родитель не согласен с предложенной формой обучения или коррекционно-педагогической помощью, то оформляется отказ на форме согласия. Отказ прилагается к протоколу, подписывается всеми членами комиссии, своего решения комиссия не меняет.

   В дальнейшем все зависит от Вас. Желаем Удачи!

          Как подготовить ребенка к обследованию в рамках ПМПК?

  • При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.
  • За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия),  поговорите о текущем времени года.
  • Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте дошкольника на игровую деятельность со специалистами, а школьника на общение с педагогами. Обследование детей дошкольного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями основной программы дошкольного образования, детей школьного возраста – в соответствии с требованиями программ начального или основного общего образования.
  • Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.
  • Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, передать членам комиссии документы, например, медицинские выписки, не спеша, раздеть верхнюю одежду.
  • Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку, предложите ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).
  • Сообщите членам комиссии, если ребенок проходит обследование повторно (необходимо назвать дату прохождения последнего обследования и где оно проходило, возможно это был другой город) и предъявите заключение, выданное по результатам предыдущего обследования.
  • Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование (это входит в его компетенцию).
  • При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

  После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Каков итог заседания ПМПК? По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, содержащее рекомендации по определению программы обучения, с учетом мнения каждого специалиста.

Родителям выдается заключение ПМПК с рекомендациями по дальнейшему обучению ребенка.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

Желаем удачи!

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

 

Дисграфия

Консультация "Преодоление школьных трудностей"

Если ребенок отстает в интеллектуальном развитии

Листовки

Пальчиковые игры. Рекомендации родителям

Игры на развитие памяти детей

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Рекомендации учителя-дефектолога "Организация образовательного процесса с детьми имеющими нарушения речи"

Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающейся  работе с детьми с ОПФР

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе со школьниками

Рекомендации учителя-дефектолога "Коррекция проблем обучения у младших школьников  метадами кинезиологии "

Как помочь ребёнку развить внимание?

Консультация "Найдём время для игры!

Консультация  "Причины и виды речевых нарушений"

свернуть

График проведения консультаций с родителями

График проведения консультаций с родителями

1-й вторник месяца - 16.00 -17.00 (Перскевич А.В.)

1-й понедельник месяца - 17.50 -18.50 (Земба Е.А.)

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотная речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
  • Дефектологические специальности

    Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата:
  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
  • Профессия дефектолога: цели и задачи

    Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  • Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  • Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
  • Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
  • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.
  • Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

    Функции педагога-дефектолога

  • Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  • Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  • Развивает коммуникативные способности детей.
  • Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.
  • Работа дефектолога: организационные принципы

  • Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

    Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

    При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

    За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

    Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

    Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  • Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  • Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  • Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  • Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

 

 

свернуть
поделиться в: